При работе над проектом «Дело в банке» мы обнаружили, что помимо стандартных критериев оценки банка, таких как тарифы и финансовая устойчивость, есть ещё один критерий, по которому нет рейтингов, но который не менее важен. Этот критерий мы бы назвали «уровень дружелюбности банка». Он определяет, насколько банк стремится сделать работу с предпринимателем удобной и быстрой. Этот критерий проявляется на всех трёх этапах работы предпринимателя с банком: знакомства (изучение тарифов и условий), оформления отношений (открытие счёта) и дальнейшей жизни (ежедневная работа предпринимателя). Сегодня мы посмотрим, как дружелюбность банка проявляется на первом этапе – знакомстве.

 

Этап первый. Знакомство с банком.

Многие предприниматели при открытии расчётного счета ориентируются на тарифы банков, сравнивая их между собой. Но разные банки по-разному доносят информацию о стоимости своих услуг до потенциальных клиентов. 

Одни банки пишут информацию на сайте чётко и структурированно: открытие счёта – ноль рублей, включая оформление всех документов, обслуживание счёта – столько-то рублей в месяц, в обслуживание входит то и вот то, платёжка стоит столько-то, перевод на карту – столько-то, внесение наличных – столько-то, при этом все тарифы умещаются на нескольких листах. Тарифы находятся на сайте на видном месте, не спрятаны. У таких банков обычно есть несколько пакетных предложений для разных категорий предпринимателей, причём пакеты можно сравнивать между собой. Для тех, кто делает один-два платежа в месяц, есть пакеты с бесплатным ежемесячным обслуживанием, но дорогими платёжками. Если бизнес связан с внесением наличных на счёт, предлагается тариф с безлимитной инкассацией через банкоматы и небольшой ежемесячной платой. Тарифы разработаны под определённые виды бизнеса, и каждый предприниматель найдет свой. Если предприниматель не может определиться с тарифом, – всегда есть телефон консультанта, по которому можно позвонить, в двух словах описать свой бизнес и получить совет по выбору тарифа. Плата за все действия банка по открытию счёта, как правило, не взимается.

Другие банки подают информацию о тарифах куда более размыто: открытие счёта – бесплатно, обслуживание – бесплатно, но при этом будет ссылка на сборник тарифов. Сам сборник при этом искусно спрятан на сайте банка. И в этом сборнике, который будет состоять из десятка файлов (каждый по двадцать страниц мелким текстом), предприниматель увидит, что открытие счёта действительно бесплатно, а вот заверение карточки образцов подписей – пятьсот рублей, копирование документов – семьсот рублей, ежемесячная плата за банк-клиент – четыреста рублей, и ещё за смс-информирование сто рублей в месяц. А когда он придёт в банк открывать счёт, то узнает, что для подключения банк-клиента оказывается надо ещё заплатить пару тысяч за создание ключа подписи (в тарифах это было в разделе со странным названием «РКО при использовании ДБО», куда предприниматель, конечно, не заглянул, так как не знает, что такое «РКО» и «ДБО»). В худшем случае через месяц работы (в момент списания очередной ежемесячной платы за ведение счёта) предприниматель обнаружит, что списалась не только плата, фигурирующая в тарифах как «плата за ведение счёта», но ещё и какая-нибудь «плата за формирование электронных документов», «плата за подготовку выписки» и прочие «сборы на домики для бездомных поросят». Таким образом потенциальному клиенту непонятно, сколько и на каком этапе он будет платить банку.

 

Этап второй. Договор

Итак, банк для открытия счёта выбран, тарифы кажутся понятными и прозрачными, сам банк выглядит солидно и надёжно. Осталось только заключить договор и начать работать. Но и здесь предпринимателя поджидает множество подводных камней.

В «дружелюбных» банках для открытия счёта достаточно заранее сообщить ИНН организации в банк (для предварительной проверки компании службой безопасности) и совершить один визит длительностью час-полтора. За это время менеджер банка сделает копии документов (ОГРН, ИНН, паспорт директора/ИП, устав), подготовит необходимые заявления, распечатает договор на расчётный счёт и дистанционное банковское обслуживание, оформит карточку образцов подписей. После подготовки документов менеджер подскажет, где необходимо поставить подписи и печати, при необходимости примет деньги в счёт уставного капитала, выдаст ключи для интернет-банка, если нужно – банковскую карту. На этом процедура открытия счёта будет завершена, и предприниматель, выходя из банка, будет иметь всё необходимое для работы: реквизиты счёта, пароли и ключи для интернет-банка, карту для внесения и снятия денег. В некоторых банках для заключения договора менеджер выезжает в любое удобное для предпринимателя место – офис, кафе, квартиру или торговый центр. В этом случае предпринимателю необходимо заранее подготовить копии всех документов на организацию. В крупных городах-милионниках эта услуга очень удобна, так как менеджеров много, и можно выбрать удобное время и место встречи. В небольших городах нет постоянного штата менеджеров, они приезжают из соседних крупных городов по мере накопления заявок на открытие счёта, обычно один-два раза в месяц.

В других банках не всё так просто и быстро. При первом визите в банк менеджеры сделают копии всех документов и отправят их на проверку в службу безопасности. В случае положительного решения через несколько дней предпринимателя пригласят подписать договор банковского счёта. Одновременно с подписанием этого договора в банке предложат подписать договор на интерне-клиент, но пользоваться им можно будет только через неделю, так как в банке должны подготовить программу и выпустить ключи. Предприниматель через неделю в третий раз придёт в банк, заберёт ключи для интернет-клиента и с удивлением узнает, что ему выданы так называемые «временные» ключи и для работы необходимо их перевыпустить и привезти в банк подписанные на бумаге заявления. В итоге только через две недели и четыре (!) визита в банк предприниматель сможет полноценно с ним работать.

При выборе банка предпринимателю, помимо тарифов, следует изучить информацию о процедуре открытия счёта: как долго банк открывает счёт, сколько визитов в банк для этого необходимо. Информация может быть на сайте банка и у операторов колл-центра, также следует почитать отзывы на профильных форумах.

 

 

 

Проект «Дело в банке» создан для помощи предпринимателям в выборе банка. На сайте delovbanke.ru представлены тарифы десятков ведущих банков страны (более восьмидесяти процентов кредитных организаций на нашем сайте входят в ТОП 100 банков России по капиталу). Мы уже проанализировали все тарифные сборники банков и собрали все тарифы в единую понятную таблицу: сколько стоит открыть счёт, сколько составит ежемесячная плата, и сколько стоит одна платёжка. Если у банка есть несколько тарифов или пакетов услуг, – на сайте представлены самые выгодные. Мы договорились с банками о том, что, в случае обновления условий они сами пришлют новые тарифы для обновления информации на нашем сайте, поэтому данные на сайте delovbanke.ru всегда актуальны. Проект «Дело в банке» абсолютно бесплатен для предпринимателей.